Когда ведущие компании не успевают реагировать на изменения в мире, происходит непоправимое — рушатся даже самые мощные здания. Сегодня только старики помнят величие Nokia, качество Kodak или инновационный Polaroid. Куда они делись?
Kodak — американская компания и всемирно известный бренд, основанный в 1885 году изобретателями Джорджем Истменом и Генри Стронгом.
Долгое время большое количество фотографий было связано именно с Kodak. Компания выпускала фотопленки и дешевые фотоаппараты. Во второй половине XX века Kodak совершил две серьезные ошибки, которые привели к банкротству.
Компания уступила свое место японскому производителю фотопленки Fujii, который был не менее мощным и не менее дешевым, чем качественные конкуренты.
А главное, он проигнорировал появление цифровых фотоаппаратов. Когда Kodak начала выпускать цифровые камеры, Nikon и Canon уже поделили между собой фотографический мир.
Вместо того чтобы сосредоточиться на инновациях, Nokia мертвой хваткой вцепилась в платформу Symbian. Это ее и погубило.
В 2006 году компания оказалась на грани банкротства, спустя три года после выпуска фотопленки, когда отказалась от производства фотоаппаратов. Большая часть патентов легендарного бренда была продана за 525 миллионов долларов США. Сегодня Kodak производит 3D-принтеры и сканеры, пленочные фотоаппараты и программное обеспечение для бизнеса.
Нечто подобное произошло и с компанией Polaroid, основанной в 1937 году гением-изобретателем Эдвином Лэндом. Она оказалась очень продуктивной, став вторым патентом после Томаса Эдисона. Термин Polaroid стал привычным после изобретения фотоаппарата в 1948 году. Он выдает готовую фотографию сразу после съемки. Хотя это самый известный гаджет, компания приложила руку к изобретению приборов ночного видения, рентгеновской пленки и тепловизоров.
Как и в случае с Kodak, причина неудачи Polaroid кроется в фидуциарном подходе — компания проиграла цифровую революцию. В конце 1990-х годов Polaroid так сильно пострадала, что в 2008 году объявила о банкротстве. Сегодня компания выпускает встроенные в принтер фотогаджеты, играя на ностальгии по 90-м, но во времена Instagram эта крутая игра не интересует даже хипстеров. Непривлекательный Polaroid прошлого — это не Polaroid!
Финский гигант Nokia доминировал на рынке мобильных телефонов до 2007 года, когда в 2007 году появился первый iPhone. За ним последовали «до» и «после» ERA и Android годом позже. Вместо того чтобы сосредоточиться на инновациях, Nokia с похоронной ручкой нажимала на свою платформу Symbian. Это ее и погубило.
Продажи Nokia резко сократились с 2010 года, и вместе с магазином приложений OviStore ни сенсорный экран, ни Symbian не спасли смартфоны компании от падения спроса. Криком о помощи стало объединение усилий с Microsoft, что привело к распространению смартфонов Nokia Lumia, которые так и не завоевали значительную долю рынка.
Сейчас мобильное подразделение Nokia принадлежит финской компании HMD Global, которая пытается возродить знаменитый бренд. Сама же корпорация Nokia в настоящее время сосредоточена на разработке мобильной сети пятого поколения.
Вам понравилась эта статья? Подписывайтесь на канал и оставайтесь в курсе событий — с самыми интересными материалами на сегодняшний день
Причина банкротства корпораций Полароид и Кодак: анализ ошибок
Когда в январе 2012 года компания Kodak объявила о своем банкротстве, весь мир оплакивал ее в тонах сепии. Общепринятая версия такова. В наступающую цифровую эпоху управляющий недостатками позволил инертной и потому нестабильной компании сойти с пути. Да, Kodak потерпела крах, но не по тем многочисленным причинам, о которых говорилось выше. Давайте рассмотрим эту тему вместе с книгой «Стратегии благосостояния».
Как обанкротилась Kodak — лидер мировой фото индустрии
Наше поколение до сих пор помнит появление первых магазинов Kodak в России в 1990-е годы. Для нас это было просто чудо. Ты фотографировал, приносил пленку и делал последние снимки. И цвета на снимках действительно были гораздо более насыщенными и красивыми.
Пленка и фотопечать пользовались большим спросом. Деньги текли в компанию не ручьем, а огромной рекой. Кажется, ни одна компания не была так богата, как Kodak, и вдруг мы узнаем новость о том, что компания обанкротилась. Как такое могло случиться с флагманом мировой фотоиндустрии?
В 1875 году Джордж Истмен, преуспевающий банковский служащий, отправился в Доминиканскую Республику и решил взять с собой фотоаппарат. Продавец фотографий объяснил молодому американцу, что помимо огромного фотоаппарата ему придется тащить с собой множество чемоданов с аксессуарами, так как снимки нужно было сразу же проявлять.
Джордж Истмен, опечаленный таким поворотом событий, дает каждому простому человеку обещание изобрести новую фотографическую технологию, простую и понятную. При этом он не знал даже основ химии.
Решимость Истмена принесла свои плоды. Изучив химические процессы, он изобрел новый фотографический состав и камеру для автоматического производства фотопластинок. С помощью инвестиций промышленника Генри Стронга была открыта новая компания Eastman Dry Plate Company.
Семь лет спустя, в 1888 году, Джордж Истмен гарантировал бренд «Кодак» и начал продавать фотоаппараты Kodak с уже заряженной пленкой на 100 кадров за 25 долларов.
Анализируя первый опыт продаж, Истмен приходит к умному выводу. Вы можете заработать деньги, продавая фотоаппарат только один раз, но вы можете постоянно зарабатывать на пленке, внешнем виде и печати. Так рождается рекламный слоган. «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное».
В 1900 году Кодак сделал фотоаппараты доступными и недорогими. Он начал продавать инновационную камеру Kodak Brownie по цене 1 доллар. Камера уже оснащалась пленкой с шестью кадрами.
Взрывной рост продаж стал приносить беспрецедентные прибыли. Это позволило расширить исследовательскую работу. Неизменно высокая репутация Discovery позволила Kodak увеличить свою долю на рынке продаж. Десятки компаний не выдержали конкуренции и были поглощены Kodak. Ведущие компании также получали крупные контракты от правительства США. Другой отдел специализировался исключительно на военных заказах.
Дочерние компании были разбросаны по всему миру, и в лучшие годы в них работало более 140 000 человек. Количество проданных камер исчислялось десятками миллионов единиц. Годовая выручка компании превышала 2,5 миллиарда долларов США (для сравнения: сегодняшние государственные бюджеты Армении и Молдовы меньше). Доля рынка фотохимикатов и продаж фототехники достигала 80 %.
Стивен Сассон, инженер исследовательского центра Kodak, рассказывает руководству, что в течение большей части этого периода «сыра в масле» была создана первая цифровая камера.
Камера делала снимки размером 100×100 пикселей (0. 1 мегапикселя) и записывала их в цифровом виде на обычный компактный картридж. Для сохранения одного кадра требовалось 23 секунды. На картридже можно разместить до 30 черно-белых фотографий. Снимки можно просматривать на телевизоре. В 1976 году это было большим достижением.
Первый вопрос, который задало изобретателю руководство компании, был: «А не нужна ли этому фотоаппарату пленка? Значит ли это, что мы потеряем наш основной источник дохода?». Затем последовала команда создать цифровые камеры, использующие традиционную пленку.
Пять лет спустя Sony выпустила цифровую видеокамеру Mavica. Она уже имела цветной кадр с разрешением 570 x 490 пикселей (0. 28 мегапикселя).
Это должно было стать тревожным сигналом для Kodak, но компания была уверена, что ее позиции в области традиционной пленки непоколебимы. Эта уверенность подкреплялась растущим оборотом компании.
В 1986 году была представлена интересная камера Kodak Advantix Preview Camera. Это устройство использовало 1-мегапиксельную матрицу и дисплей, на котором отображались фотографируемые кадры, но отобранные снимки нужно было переводить на обычную пленку и передавать в центр Kodak для проявления.
Конечно, такие цифроаналоговые анахронизмы никому не были нужны. Было предпринято несколько попыток создать цифровые фотоаппараты, но время уже было упущено. Все созданные модели оказались дороже своих конкурентов.
В начале 2000-х годов в финансовых отчетах сложилась странная ситуация. Выручка компании немного выросла, но при этом прибыль резко упала и быстро стала глубоко отрицательной.
В 2006 году Kodak прекратила выпуск цифрового оборудования и перенесла все производство в Сингапур к Flextronics. Однако это не улучшило финансовую ситуацию: накопив долги в размере 7 миллиардов долларов, компания подала заявление о банкротстве.
Анализ финансовых документов показал, что Чтобы сохранить свою долю рынка, Kodak продавала цифровые камеры, что нанесло ей ущерб. Поначалу это компенсировалось прибылью от продажи фотоматериалов, но эти продажи неуклонно снижались, и убытки было нечем компенсировать.
К сожалению, недальновидность режима и, во всяком случае, стремление сохранить долю рынка привели флагман фотоиндустрии к банкротству.
Гордость до банкротства довела: Как Kodak проиграл войну за потребителя
Основанная в 1888 году, компания уже давно стала первопроходцем. Так было в «бумажную» эпоху, до появления цифровых технологий. Пленка и бумага как расходные материалы приносили серьезные деньги. Но компания проспала технологические изменения. Когда в январе этого года Kodak объявила о запуске своей блокчейн-платформы, спекуляции компании в ее инструменте ICO были еще более комичными.
Тем не менее, это дало возможность беспристрастным спекулянтам получить краткосрочную прибыль. На фоне этой новости акции компании выросли более чем на 120 % на торгах в Нью-Йорке. В 15:22 по местному времени (23:22 по московскому времени 9 января) акции Eastman Kodak на Нью-Йоркской фондовой бирже торговались по цене $6,94 за штуку (+124,5% по сравнению с ценой предыдущего дня).
Для многих представителей технологической индустрии блокчейн и криптовалюта — горячие слова, но для фотографов. Эти слова — ключ к решению, казалось бы, неразрешимых проблем, связанных с защитой авторских прав», — сказал исполнительный директор Kodak Джефф Кларк.
Но до появления цифрового мира Kodak спала с другим человеком, который, в конце концов, покупал фотографии мгновенно. Это был первый звонок: во второй половине XX века самые очаровательные полароиды стали очень популярны. Правда, иногда они разорялись (но это не отменяло их успеха). В 1950 году Polaroids продавали уже 4 000 представителей по всей стране, а объем продаж за первый год превысил 5 миллионов долларов. Конечно, подъем был налицо. Но и падение было оглушительным. К июлю 1974 года, через 26 месяцев после выпуска SX-70, доля Polaroid на рынке упала с 149 до 14 долларов за единицу!
Интересно, что Kodak попытался вскочить на колесницу рынка незаметности. Но вместо того, чтобы прыгнуть, он упал в лужу. В 1976 году он проиграл судебный процесс с компанией Polaroid. В 1991 году была поставлена последняя точка. Компания Eastman Kodak выплатила Polaroid и приговорила ее к выплате в общей сложности 925 миллионов долларов США. Этот же год стал самым высоким в истории Polaroid. Объем продаж составил 3,1 миллиарда долларов США.
Затем, несмотря на технические ухищрения инженеров Polaroid, доходы начали медленно и неуклонно снижаться. Уже в 1992 году продажи упали до 2,15 миллиарда долларов США и оставались на том же уровне до 1997 года, в основном за счет освоения рынков Нового Света (прежде всего, наша страна стала вторым по величине рынком в мире по объему продаж). В 1998 году тенденция изменилась. Объем продаж существенно снизился и составил 1,89 миллиарда долларов США.
Но вернемся к Kodak. У компании были все шансы на успех. В 1988 году в ней работало около 145 000 человек, а доходы составляли 2,5 миллиарда долларов. Никто не верил, что стратегия продажи дешевых фотоаппаратов и дорогих пленок провалится, ведь Kodak доминировала на рынке.
Партнеры компании были убеждены, что никто не хочет делать и хранить цифровые фотографии», — вспоминает Стивен Сассон, бывший инженер Kodak и создатель первой цифровой камеры.
За тринадцать лет до кульминации Стивен Сэссон, инженер, работавший в компании, создал первую цифровую камеру на основе ПЗС-матрицы, созданной Fairchild. Камера весила почти три фунта и могла записывать 100100 пикселей (0,01 мегапикселя) на магнитный компактный картридж. Один кадр записывался в течение 23 секунд. Конечно, это была далеко не аналоговая копия, но перспективы были очень хорошими.
По словам Сассона, он задался следующим вопросом. Кто захочет увидеть эти кадры по телевизору? Где она будет их хранить? Как вы представляете себе электронные фотоальбомы? Можете ли вы сделать технологию удобной и доступной?
В FAS обратились три крупные компании.
Время очень быстро отреагировало на эти вопросы. Уже в 1980 году Sony представила первую цветную видеокамеру на основе матрицы CCD (до этого все камеры были черно-белыми). А уже в следующем году произошла революция в виде модели Mavica (сокращение от магнитной видеокамеры). Отсюда обычно и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии.
Mavica представляла собой полноценную зеркальную камеру со сменными объективами и разрешением 490 пикселей (0,28 мегапикселя). Он записывал отдельные кадры в формате NTSC, отсюда и официальное название «Still Video Camera». Технически Mavica была продолжением линейки CCD-камер Sony.
Появление Mavica стало переворотом, подобным изобретению процесса химической фотографии в начале XIX века. Компактное устройство на основе твердотельной матрицы заменило громоздкую камеру с ЭЛТ. Изображения, полученные с ПЗС-матрицы, хранились на специальных гибких магнитных дисках в аналоговом видеоформате NTSC. Альбом напоминал современную дискету, но был размером 2 дюйма. На него можно было записать до 50 кадров вместе с аудиокомментарием. Диски были переориентированы и получили название «видеодискеты» и «мавипаки».
Примерно в то же время в Университете Калгари (Канада) была разработана первая полностью цифровая камера, получившая название All-Sky camera. Основанная на ПЗС-матрице Fairchild, она предназначалась для научной фотографии и производила данные в цифровом формате.
В этой революции победили японские компании, в отличие от осторожных американцев. В частности, Sony и Canon сегодня считаются признанными лидерами рынка, в то время как Kodak, один из ведущих разработчиков технологий цифровой фотографии, по сути, потерял рынок любительской цифровой фототехники.
В 2012 году компания была вынуждена продать пакет патентов, на основе которых был создан уникальный плеер Kodak, чтобы выйти из процесса банкротства и полностью погасить свои долги.