Предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) в установленном законом порядке. Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве). Банкротство влечет за собой принудительное прекращение экономической деятельности. Закон о банкротстве распространяется на все коммерческие и некоммерческие организации, за исключением граждан, индивидуальных предпринимателей, государственных предприятий, фондов, политических партий и религиозных организаций. На некоторые юридические лица положения закона не распространяются, главным образом, в связи с субсидиарной ответственностью собственника имущества государственного предприятия или учреждения по обязательствам организации. Политические партии и религиозные организации освобождаются от банкротства в основном по социально-политическим, а не юридическим причинам.
Закон подробно описывает все действия лиц, участвующих в банкротстве. Он устанавливает общие правила проведения процедур несостоятельности (банкротства), направленных либо на взыскание расчетов с должником, либо на соразмерное удовлетворение требований кредиторов, если имело место очищение юридического лица.
Закон определяет процедуры консолидации как наблюдение, финансовую консолидацию, внешнее управление и мировое соглашение. Процедура несостоятельности направлена на удовлетворение требований кредиторов и приводит к ликвидации должника — юридического лица и прекращению статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
В процессе признания индивидуального предпринимателя банкротом выделяются специальные категории. Заявления о банкротстве индивидуального предпринимателя могут подавать сами должники, заявители по обязательствам в рамках предпринимательской деятельности, а также уполномоченные органы.
Кредитные требования, не связанные с обязательствами в рамках предпринимательской деятельности, а также требования кредиторов, тесно связанные с личностью, могут быть предъявлены только в рамках заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель объявляет себя освобожденным от удовлетворения иных долгов, связанных с банкротством, и иных требований, предъявленных и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Требования граждан, жизни или здоровью которых причинен вред лицом, признанным банкротом, и иные личные требования сохраняют силу.
Статья 216 Закона о банкротстве определяет последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом и ограничения его гражданской дееспособности. С момента признания арбитражным судом индивидуального предпринимателя банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу, а выданная лицензия на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности аннулируется. Запрещается регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с даты принятия арбитражным судом решения о признании банкротом. Данное ограничение соответствует статье 22 Гражданского кодекса, согласно которой ограничение дееспособности гражданина допускается только в исключительных случаях и в порядке, установленном законом.
Все требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества предпринимателя и могут быть изъяты в соответствии с законом. Требования кредиторов каждой последующей серии могут быть удовлетворены только после полного расчета с кредиторами предыдущей серии.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается освобожденным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Основания для признания сельскохозяйственных предприятий банкротами соответствуют общим положениям законодательства.
Основания для признания несостоятельности соответствуют общим положениям законодательства. Подробности процедуры признания предприятия банкротом изложены в статье 218 Закона о несостоятельности.
Заявление о признании банкротом индивидуального предпринимателя, то есть руководителя сельскохозяйственного (фермерского) хозяйства, может быть подано в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех членов сельскохозяйственного (фермерского) хозяйства.
Помимо подтверждающих документов, предусмотренных ст. 38 Закона, к нему должны быть приложены документы о составе и стоимости имущества самого сельскохозяйственного (фермерского) хозяйства, имущества, принадлежащего его членам на праве собственности, а также об источнике, за счет которого приобретено имущество. Кроме того, должны быть приложены документы о размере дохода, который сельскохозяйственный владелец имеет право получить по окончании соответствующего сельскохозяйственного периода.
Учитывая особенности данного хозяйствующего субъекта, определяются следующие особенности отдельных процедур Финансовая интеграция или внешнее управление импортируется только в том случае, если применение предусмотренных мер позволяет сельскохозяйственной (частной) эксплуатации погасить требования по финансовому долгу и уплате обязательных платежей, т.е. эксплуатация эксплуатации. .
Финансовое оздоровление фермерских (сельскохозяйственных) хозяйств вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для производства или реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции (ст. 219 Закона об ОРД).
Если в период финансового оздоровления произошло сокращение и ухудшение экономического положения сельскохозяйственной (фермерской) эксплуатации вследствие стихийных бедствий, эпизодов или иных чрезвычайных ситуаций, срок финансового оздоровления может быть продлен на один год при условии погашения задолженности. График погашения задолженности меняется.
Внешнее управление хозяйством вводится к концу относительного периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для производства или реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
Закон также утверждает дополнительные основания для продления внешнего управления на один год.
Закон устанавливает важные характеристики в отношении статуса внешнего управляющего. Согласно статье 220 Закона о несостоятельности, внешним управляющим могут быть уполномочены лица, не отвечающие требованиям закона об управляющих в делах о несостоятельности. Кроме того, полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой фермерского (сельскохозяйственного) хозяйства с согласия внешнего управляющего.
В случае признания имущества крестьянского (фермерского) хозяйства несостоятельным на торги выставляется лицо, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции и владеющее участками, непосредственно прилегающими к участкам, принадлежащим крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
С момента принятия решения о признании хозяйства (фермы) банкротом и начала процесса банкротства утрачивает силу и государственная регистрация лица, ответственного за эксплуатацию хозяйства (фермы), в качестве индивидуального предпринимателя.
Кодекс о банкротстве содержит специальные нормы, касающиеся отдельных категорий должников. Это градообразующие предприятия, сельское хозяйство, финансовые организации и стратегические предприятия. Общие положения Кодекса о банкротстве распространяются на особенности, установленные Федеральным законом «О банкротстве (несостоятельности)», и на отношения, связанные с банкротством финансовых организаций (кредитных, страховых организаций, специализированных участников рынка).